поиск по сайту:

Особенности развития детей до 3 лет

дети 3 лет

Песенка из детского мультфильма сообщает, что в каждом маленьком ребенке заложено грамм двести взрывчатки, а может и полкило. И это пожалуй, наиболее точно характеризует детей в возрасте до трех лет: физическое, психическое и моторное развитие в этот период идет очень динамично. Всего за три года ребенок учится ползать, ходить, говорить, справлять свои нужды в горшок, осваивает около двух сотен слов и даже составляет из них сложные предложения. Если бы взрослый человек был способен такими же темпами усваивать информацию, то к 40 годам он бы уже знал все языки, был чемпионом мира в нескольких категориях и неизвестно что еще.

Нервная система

Состояние нервной системы является важнейшим показателем развития ребенка и его готовности к переходу на дальнейший этап развития. Первая оценка дается уже при рождении: характерное положение ручек и ножек позволяет судить о здоровом для этого возраста гипертонусе. Жизненно важными для младенцев являются поисковой и сосательный рефлексы. Позже все они исчезают и на смену им приходят новые критерии оценки:

  • В 2 месяца ребенок уже должен самостоятельно держать голову, способен концентрировать внимание на игрушке и следить за ней взглядом
  • В 3-4 месяца малыши уже тянут ручки к заинтересовавшему их предмету, узнают маму и обретают условные рефлексы, связанные с кормлением. В дополнение к крику малыш гулит – протяжно и певуче.
  • 6-7 месяцев для родителей означаются радостным «агу» - ребенок начинает произносить отдельные слоги, лепечет. Кроме того, кроха уже может вполне самостоятельно перевернуться со спины на животик.
  • В 9-10 месяцев осваиваются первые навыки самостоятельного движения – ребенок начинает ползать, стоять у опоры, а затем и ходить
  • В год-полтора ребенку полагается уже знать около 20 простых слов и звукоподражаний, названия окружающих предметов и частей тела. В этом же возрасте ребенка пора знакомить с горшком.
  • В 2-3 года малыш становится вполне самостоятельной личностью – обходит разложенные на полу игрушки, знает цвета и формы предметов, составляет из слов предложения и даже способен почти полностью одеться сам.

Особым звеном развития нервной системы является терморегуляция. Новорожденный малыш в чем-то напоминает лягушку – его температура тела напрямую связана с температурой окружающей среды: при чрезмерном укутывании он перегревается и также легко переохлаждается в холодную погоду. К двум годам появляется некая стабильность, к трем же организм способен удерживать температуру на постоянном уровне.

Дыхательная и сердечнососудистая системы

Сердечко новорожденного крохи «выдает» 120-160 ударов в минуту, что считается абсолютной нормой. Постепенно этот показатель снижается и к трем годам подсчет сердцебиения в минуту дает более скромные показатели – 80-100. Особенно опасными в младенческом и ясельном возрасте являются респираторные инфекции – постоянное деление клеток и рост требуют большого количества кислорода, что и обеспечивается столь быстрой работой сердца. При бронхопневмонии, бронхите и воспалении легких нагрузка на сердце увеличивается вдвое – простая компенсаторная реакция.

Пищеварение

Желудок и кишечник новорожденного человека практически не проявляют функциональной активности – количество ферментов настолько мало, что молоко матери само содержит все необходимое для переваривания. Созревание пищеварительной системы начинается в 4-6 месяцев, именно в это время малышу и предлагают прикорм – овощные и фруктовые пюре. К году в рацион вводят большинство продуктов, включая мясо и рыбу.

Принято считать, что к трем годам желудочно-кишечный тракт уже полностью готов к потреблению «взрослой» пищи. Тем не менее, знакомство с газировкой, копченостями и чипсами лучше отложить на более поздний срок.

Иммунитет

Большинство иммунных реакций появляются лишь после «знакомства» организма с тем или иным объектом окружающей среды – вакцинации обеспечивают надежную защиту от опасных болезней, но лишь после первого месяца жизни. Ребенок рождается с абсолютно стерильным иммунитетом, активное же его развитие происходит в период социализации – в возрасте от 2-3 лет.